Конкурсно – познавательная программа

«У каждой рыбки своя изюминка»

Цель: углубить знания детей о природе, развивать познавательную активность.

Задачи:

- образовательная: закрепить знания детей о рыбах, их разнообразии;

- коррекционные: развивать познавательную активность, мышление, умение сравнивать и анализировать. Обогатить словарный запас детей.

- воспитательные: сформировать правила поведения детей в природе. Воспитывать привычку заботиться о природе и его обитателях.

Оборудование: два ведерка, две удочки с крючками на конце, два сачка, шесть картонных  рыбок с кольцами на голове, части рыбы, на которых написано  название команд «Тюлька» и «Килька», карточки с буквами «Кашалот», две маски для подводного плавания, большая рыба «Налим».

 

Ход мероприятия:

В   центре   сцены – картина   «Рыболов».    Звучит    песенка   «Любитель – рыболов».

Ведущий: Здравствуйте,   ребята!   Скажите мне, пожалуйста,   кто   из  вас   бывал   на   рыбалке?  (Дети   отвечают). Хорошо! А кто знает,  что  желают   друг  другу   рыбаки,  когда идут  на   рыбалку? («Хорошего   улова»,  «Ни   пуха,   ни  пера»,   «Ни  щучки,  ни   чешуйки».).

         Представьте   себе,   что   на  берегу   реки   встретились   два   отряда   туристов    и   устроили  состязание   по  рыбной   ловле.

(Ребята  делятся  на   две   команды   и   выбирают   капитанов.)      

Ведущий:   Он   в   самом  омуте  живёт,   хозяин    глубины.

                    Имеет он  огромный  рот, а  глазки,  чуть  видны. (Сом)

(Тот   из  капитанов,  что  первый  даёт   правильный   ответ,    вытаскивает    из   ведёрка   рыбку    с  названием   команды     «Тюлька»    или    «Килька».)

Ведущий: Итак, команды названы, теперь   надо   наловить   рыбы   на   уху.       

 

Первый   конкурс    «Рыбалка»

Вот    вам   удочки,  вот  ведёрки. А  рыба  плавает   в    «водоёме». Кто   быстрее  и   больше   наловит   рыбы,   у  того   уха  будет   вкуснее.

(Картонных   рыбок  с  кольцами   в   голове   ведущий  располагает  на   полу.        Участники,   подцепив  их   крючком    удочки,   складывают   в   вёдра.)

Ведущий:  Молодцы! Капитаны, внимательно осмотрите свой  улов.          Чтобы   сварить  уху   надо  «разделать»   рыбу. Для   этого    надо   отгадать   загадки,   которые    находятся     внутри    рыбок.

 

Второй   конкурс «Загадки»

  • Домик   маленький,    окошек  много,   а   кто  войдёт – обратно   не выйдет. (Рыболовная   сеть.)
  • У    маленькой   скотинки   сто   серебряных   монет   на   спинке.  (Рыба,  рыбья   чешуя.)
  • Есть   голова,  да  нет  волос,  есть   глаза,   да  нет   бровей,   есть  крылья,   да   не  летит.  (Рыба.)
  • Хвостом   виляет,   зубаста,   а   не   лает.  (Щука.)
  • Когда   рыбы   спят,  закрывают  ли  они   глаза? (Рыбы   спят   с   открытыми   глазами.) 
  • Чёрная   собака   висит,   а   рыжая   на  неё  кидается. (Котелок   над   костром,   в   котором  варится   уха.)
  • Какая   рыба   в   праздничные   дни   надевает   «шубу»? (Сельдь)
  • С   крыльями,  а не  летает,  без  ног,  а   не  догонишь.  (Рыба)
  • Драчун   и   забияка   живёт   в   воде,   когти  на   спине,   и   щука   не   проглотит. (Ёрш)
  • На   дне,   где   тихо   и   темно,   лежит   усатое   бревно. (Сом)

Ведущий: Наша  программа  продолжается. Пока   «варится»   уха,   проведём   разминку.

 

Третий   конкурс «Шуточные вопросы»

  • Назовите  двух   рыб,   которые   умели   творить  чудеса,   исполнять   желания.   (Щука  из  русской  народной  сказки   «По  щучьему  велению»,   золотая  рыбка  из  «Сказки   о  золотой  рыбке»  А.С.  Пушкина.)
  • Вспомните  пословицы  о   рыбной  ловле.   («Без   труда   не   вытащишь   и   рыбку   из   пруда»,   «Любишь   рыбу  есть,  люби  и  в   воду  лезть».)
  • Как   рыбаки   называют    предмет,    без   которого    не   обойтись   на   рыбалке   и   не   поймать  ни   одной   рыбки?  (Наживка)  
  • Каким   орудием   ловил    рыбу   старик  из   «Сказки  о   рыбаке   и   рыбке»    А.С.  Пушкина?  (Невод)
  • Механическое   приспособление  для  переправы   с   одного   берега    на   другой. (Паром)
  • Посреди   поля   лежит  зеркало – рама  зелёная,  стекло  голубое.    (Озеро)
  • Не   вода,   не   суша,   на   лодке  не  уплывёшь  и   ногами  не   пройдёшь.          (Болото)
  • Два   братца   в   воду   глядятся,

     Никак   не   сойдутся. (Два   берега)

  • Под   водой   живёт   народ,   ходит   задом   наперёд. (Раки)
  • Может  ли  сазан  забраться  в  океан? (Нет,  это  пресноводная  рыба.)

 

Четвертый  конкурс «Налим»

Ведущий: Не    следует забывать,   что   рыба   плавает   под   водой,   а   под  водой   плохо   видно.   Поэтому  наши   рыболовы   наденут  маски.   Команды  могут   подсказывать  своим   капитанам,    в   какую    сторону  им    нужно   двигаться. А   выигрывает   тот,   кому    лучше   и   дружнее  будут    подсказывать.       Итак,      «Ни   щучки,   ни  чешуйки!».

Играющие    надевают   маски     для  подводного    плавания   с   закрытыми   цветной  бумагой   стёклами,    расходятся   по  сторонам.    В   это   время   ведущий   с   рыбой  незаметно  для   них   переходит   на  другое   место.    Игра  начинается.      Рыбаки   движутся   по   залу,   разыскивая    рыбу.          Команды   с   места   кричат,   стараясь    помочь    своим   капитанам.            Наконец,  рыба   поймана.

 

ВИКТОРИНА    «РЫБЫ»

Ведущий: А что  вы  знаете   о рыбах?   Я  предлагаю   интересную   викторину,    зарабатывайте   очки. Кто   быстрее   ответит – получает  жетон.

  • Какая   рыба    вооружена   лучше   всех? (Рыба-меч)
  • Как    звали   человека   -   амфибию?    (Ихтиандр)
  • Какая   игра   заканчивается    словами     «рыба»? (Домино)
  • Какая   рыба   носит   имя   человека? (Карп)
  • Как   называется   суп   из   рыбы?  (Уха)
  • Вспомните   пословицу   о   рыбке.         Какие   слова   говорил   волк,   сидя   у   проруби?   («Ловись,   рыбка,   большая  и  маленькая».)
  • В   воде   живёт,    а   не   рыба. (Рак)
  • Сколько   лет    может   прожить   щука? (Более ста  лет.)
  • Какая   рыба   без   чешуи?  (Сом,   налим,   вьюн.)
  • Кто   дважды   родится,  один  раз  умирает?  (Рыбы,   лягушки,  птицы.)

 

Пятый  конкурс «Рыбки и рыбы»

Ведущий: Пусть  одна команда  будет  рыбаками,   а   другая - рыбами.    Рыбки   разбегаются, а рыбаки, взявшись за руки, ловят рыбок «сетями». «Рыбы», которые  попались в «сети», становятся «рыбаками». Затем команды   меняются   ролями. Побеждает команда, которая быстрее выловит  всех  рыб.

 

Шестой конкурс «Что ни шаг, то рыбка»

Ведущий: Без запинок  называть на каждый шаг название рыбы, не   повторяясь.

 

Седьмой конкурс «Пословицы и поговорки о рыбах и рыбаках»

- Была   бы   рыба,   а   рыбак  найдётся.

- Не   у   каждой   сваи   стоят   рыбьи   стаи.

- Плохой   рыбак   лишь   воду   мутить   мастак.

- Чтобы   рыбку  съесть,   надо   в   воду   лезть.

- Без   труда,  не   вынешь  и  рыбку  из  пруда.

- На   безрыбье  и  рак  рыба.

- Рыбка   мелка,   да  уха   сладка.

- На   то  и  щука,  чтоб   карась   не   дремал.

- На   зорьке   не  встал,   рыбку  потерял.

- На   лице  улыбка,    когда   ловится  рыбка.

- Рыбак  рыбака   видит   издалека.

- В   чужой  прудок   не  кидай  неводок.

Ведущий: Сегодня   мы   узнали   много   нового   из   жизни   рыб,   хорошо   порыбачили    и    весело отдохнули.

          До   свидания! До    новых    встреч!